О Шоу Дао

Нажмите для быстрой регистрации:
ОПУБЛИКОВАНО: 22.08.2018 | Библиотека
По всем вопросам обращайтесь в:

Материал взят из книги "Кунг-фу формы Шоу Дао. Истоки искусства ниндзя",

Медведев А.Н., СП "Вся Москва", 1991

Много печальных историй есть в мире.

Но самые печальные истории

- это истории о потерянном знании.

Шоу Дао  в  переводе  означает  «Путь  спокойствия». Иногда последователи Шоу Дао называли свою школу «Путь бессмертия», а себя – Спокойными, Бессмертными или Воинами жизни. Шоу Дао относится  к  клановым школам Китая, на Западе ее техника практически не известна.

Как ни странно, истоком учения Шоу Дао было небольшое языческое племя белых людей где-то на севере Европы. Люди этого племени поклонялись дереву. Они в совершенстве владели оружием , сделанным из дерева,  знали секреты разнообразных ловушек, имеющих деревянные элементы. История этого племени в чем-то перекликается с исходом Рамы, легендарного вождя друидов, из Европы в Азию. Зен Авеста, священная книга персов, рассказывает об этом переселении. Рама был тем, кому приписывалось открытие и описание двенадцати знаков Зодиака, он был основателем арийской религии и любимым героем индийского эпоса. Но в то время, как символом Рамы был Овен, основатели Шоу Дао сохранили неизменным культ и символ дерева, как объекта поклонения, и в Индии они стали называть себя «Ветви дерева».

Впоследствии уже в Китае культ поклонения дереву слился с учением о пяти первоэлементаху-син и превратился в учение о «человеке-дереве», где «дерево» — символ совершенства, итог долгих трудов, мучений и тревог. «Человек-дерево» был воином и философом, хранителем знаний и носителем добра, врачом и поэтом, художником и крестьянином в одном лице.

Но вернемся в Европу. Поклоняющееся дереву племя враждовало с племенами, являющимися носителями других культов, и боролось в первую очередь против человеческих жертвоприношений. Племя возглавляли несколько ведунов — носителей знаний, традиций и ритуалов.  

Враги не могли победить людей дерева, но теснили их. Племя начало отступать. Оно уходило сначала на юг, а затем на восток. Отступление не было поспешным. Избегая вооруженных столкновений с местными жителями, племя останавливалось, иногда на годы, в приглянувшихся ему местах, а потом вновь отправлялось в путь, обрастая по дороге представителями иных племен и народностей. Для того чтобы люди, говорящие на разных языках, могли лучше понимать друг друга, был выработан и доведен до совершенства язык жестов, с помощью которого и сейчас последователи Шоу Дао могут узнать друг друга в толпе и объясниться даже в том случае, если их разделяет языковый барьер. 

Постепенно формировался клан, члены которого, несмотря на различную племенную, национальную и расовую принадлежность, сохраняли общность ритуалов и поклонялись дереву жизни как символу жизни. 

Дерево жизни — философская категория клана «Спокойных», обозначающая жизнь как таковую и все, что с ней связано. В легендах Шоу Дао фигурируют «Дерево жизни» — символ материальной жизни и «Жемчужное дерево жизни» — символ знания, мудрости и бессмертия.

Впоследствии поклонение дереву жизни модернизировалось в учение «Вкус плода с дерева жизни», или, сокращенно, «Вкус жизни». 

В первый раз клан раскололся в очень глубокой древности. Часть клана ушла в Египет, другая часть направилась в Индию. Неизвестно, что произошло с египетской ветвью клана, но существует легенда, что после того, как воссоединятся обе ветви — египетская и индокитайская, тайное знание Шоу станет полным и принесет человечеству огромную пользу. 

К моменту, когда клан прибыл в Индию, там существовало невероятное количество племен, верований, различных экзотических сект и кланов. Члены некоторых таких сект принадлежали к разным национальностям и вероисповеданиям. Их объединяло служение тайным магическим культам, соединенное иногда с политическими или коммерческими интересами. Примером такой секты является секта тхагов, или тугов-душителей, — секта грабителей и убийц. Тхаги не имели какой-то особой религиозной доктрины. К ним мог присоединиться как мусульманин, так и индуист. 

Существует следующий миф о возникновении секты тхагов: однажды богиня Кали в образе устрашающей богини Бхайрави отметила среди своих почитателей самых верных — тхагов, наделила их необычайной силой и коварством и научила душить свои жертвы специальной лентой — румалом. Молодые тхаги проходили период обучения, а затем на празднике дашахра совершался обряд посвящения. Они получали заступ, чтобы рыть могилы для жертв, румал, с помощью которого они душили, а затем, в зависимости от своей веры, они присягали на каком-нибудь священном индуистском тексте или на Коране, давая клятву верности, храбрости и молчания. 

Душители имели разветвленную организацию и точно разработанный порядок действий. Разведчики выясняли, когда и откуда отправляются в путь богатые купцы или ростовщики, жертву душили, и гробовщики священным заступом тут же рыли для нее могилу. Тхаги старались не выделяться среди обычных граждан, в промежутках между операциями они жили дома, занимаясь ремеслом или торговлей. 

Клан «Ветви дерева» сформировался в основном на территории Индии, вобрав в себя множество мелких кланов и школ. Там же, в Индии, он объединился с кланами «Хранителей времени», «Держащих» и «Многоруких». Все эти кланы владели хорошо развитыми воинскими искусствами и тайными знаниями. Как раз из-за тайных знаний «Хранителей времени» клан «Ветви дерева» оказался вовлеченным в войну с кланом «Черного камня». 

Люди «Черного камня» поклонялись священному черному камню небесного происхождения. Они владели большим черным камнем и несколькими его осколками, хранившимися у посвященных клана. 

При помощи священных черных камней можно было излечивать болезни, стимулировать жизненные силы организма, убивать, развивать сверхспособности и делать многие другие невероятные вещи. 

Клан «Хранителей времени» во время войны с «Черным камнем» раскололся на три части: одна часть клана примкнула к «Ветвям дерева», другая — предпочла остаться нейтральной, а третья — перешла на сторону клана «Черного камня». 

«Ветвям дерева» удалось победить и захватить большой черный камень. Он был распилен на несколько сотен очень маленьких прямоугольных частей. Эти прямоугольники использовались в дальнейшем последователями Шоу Дао для лечения, в качестве пароля и как личный амулет посвященного. С одной стороны такого амулета при помощи микроскопических точек и знаков отмечались все заслуги и достижения его владельца. Промахи и ошибки фиксировались на другой стороне. С тех пор повелось, что рядовые члены клана имеют деревянные таблички, на которых они отмечают определенные ступени своей жизни и этапы прохождения путей. 

Тут, немного о путях в Шоу Дао и о том, как последователи этого учения переходят с первого пути на второй. 

Существовало несколько трактовок слова «путь». Оно означало как образ жизни, так и время жизни, как объем знаний и достижений, так и отрезок времени, равный 99 годам, 9 месяцам, 9 дням, 9 часам. Посвященные «Спокойных» проходили 9 путей, после чего, согласно легендам, достигали бессмертия. 

Считалось, что для получения знаний необходимых для завершения каждого пути требовалось около ста лет. 

Великолепно зная медицину и умея вылечить практически любую болезнь, последователи Шоу Дао преуспели и в другом, прямо противоположном лечению болезней деле, а именно в вызывании и симуляции болезней. Благодаря успешной симуляции члены клана не слишком явно выделялись на фоне обремененного различными недугами населения, среди которого им приходилось жить. «Вызывание болезни» — это симуляция самой высшей степени, как правило, в присутствии компетентного лица, имеющего шанс разоблачить симулирующего. 

При симуляции заболевания последователи Шоу Дао самовнушением, регулированием частоты пульса и другими способами создавали настолько полную картину болезни, что отличить ее от настоящей было чрезвычайно сложно. В устных преданиях клана есть много интересных историй, повествующих о том, как тот или иной Шоу пользовался этим умением для достижения определенной цели. То Шоу, притворяясь больным, попадает в монастырь, где узнает давно интересовавший его способ изготовления секретного лекарства, то ввергает в панику захвативших его врагов, вызвав у себя признаки заразного, смертельно опасного заболевания, вынуждая их оставить его в лесу. 

Вся система упражнений, этики и морали, верований и ритуалов Шоу Дао была направлена на достижение основной цели — бессмертия при жизни для каждого члена клана. По достижении семидесятипяти — восьмидесятилетнего возраста член клана с группой своих одногодков начинал готовиться в дальнюю дорогу. Эта подготовка сводилась прежде всего к улаживанию дел со своим ближайшим окружением в обыденной жизни, которое должно было воспринять уход старца либо как смерть, либо как исчезновение в результате несчастного случая. Тут пригождалось умение симулировать заболевание, а то и смерть. Естественно, что сообщники из числа Шоу помогали своему товарищу в столь важном мероприятии. Группа «умерших» уходила в пустынную местность, как правило, в горы или в густые лесные массивы, куда за ними являлся посланник второго пути, который отводил их в тайную обитель, где путем регулярных упражнений вся группа успешно завершала первый путь и получала знания о втором. После обучения люди изменялись до неузнаваемости, по внешнему виду им невозможно было дать больше сорока пяти — пятидесяти лет. Им давались другие имена, легенды их жизни и назначалась новая среда обитания. 

Результаты тренировок старших братьев, направляемых на истинный путь посланцами второго пути, настраивали младших братьев на оптимистический лад. Окончившие второй путь переходили на третий и т.д.

Старшие и младшие братья — градация последователей учения «Спокойных».

Существуют легенды о семи священных камнях, которыми владеют посвященные клана Шоу Дао и некоторых других тайных кланов. 

Первым из священных камней был найден черный камень. Согласно легенде, его нашел человек, который был изгнан из своего племени за какую-то провинность. С помощью магических свойств черного камня этот человек впоследствии стал главой изгнавшего его племени. 

Считается, что черный камень имеет небесное происхождение. Черный камень обладал многими необыкновенными свойствами. Но чтобы он их не потерял, требовалось время от времени оживлять его. Одним из способов оживления камня было вымачивание его в крови, прогревание и некоторые другие манипуляции. После выполнения всех необходимых процедур черный камень становился прозрачным и изменял цвет на светло-фиолетовый. Кровь могла быть любая — птицы или зверя, но клан «Черного камня» предпочитал для ритуала человеческую кровь. 

При помощи черного камня можно было лечить или убивать. Если кусочек черного камня находился в воде в течение месяца, стакан такой воды мог убить человека. Если камень держали в воде в течение меньшего срока, вода приобретала целебные свойства. Вода, в которой находился камень, никогда не портилась, даже спустя долгий срок после того, как камень вынимали из неё и не изменяла своих свойств. По вкусу, виду или запаху ее было бы невозможно отличить от обычной воды. Человек мог умереть, если камень долго находился в комнате у его изголовья. Иметь при себе черный камень было опасно. Обычно его хранили закопанным в землю недалеко от дома. Во время путешествия камень укладывали в специальный каменный футляр, который закрывался так, чтобы не было ни малейшей щели, в которую могло бы проникнуть вредоносное излучение камня. 

Старшинство определялось не по возрасту, а по количеству времени, проведенному с Учителем.

Учитель Ли, имел тоненькую треугольную пластинку черного камня и всегда носил ее с собой в футлярчике из свинца. Упакованный таким способом черный камень был обернут в платок, который вышила для Ли дочь его Учителя. Футляр с камнем Ли носил в портсигаре, в котором, кроме него, находились маленький кусочек белого камня (о котором речь пойдет ниже), полынная сигарета и несколько снадобий. Они имели консистенцию резины и были, похоже, минерально-растительного происхождения. Эти снадобья жевали и сглатывали образующуюся слюну. Их запах немного напоминал запах чистого мумие. 

На платке, в который был обернут камень, был вышит символ птицы — хранительницы камня. При внимательном рассмотрении на этом очень изящном графическом рисунке за сложным переплетением ветвей угадывался силуэт птицы, сидящей спиной к зрителю. Вид птицы и то, сидит ли она на ветке или на земле, определить было трудно. Птица, слегка напоминающая выпь, считалась хранительницей камня и была одной из центральных фигур в притчах и легендах Спокойных. 

Изучавшие рукопашный бой Шоу Дао сталкивались с боевыми техниками, такими как «каменная птица, подхваченная ветром», бой «когтем каменной птицы» и упражнения с яйцами каменной птицы

Легенды гласили, что, если на камень, находящийся в черном состоянии, падали солнечные лучи, он ночью начинал светиться, как правило, в одно и то же время. Никто не замечал, чтобы камень светился днем. Длительность свечения камня зависела от времени облучения. Во время свечения камень часто издавал звук, который приводил в экстаз, а затем усыплял окружающих. Во время забытья их посещали видения, они слышали музыку и т.д. 

Если облучение камня было слишком долгим, то звук камня становился чересчур интенсивным, и после выхода из транса у людей долгое время наблюдалось нарушение координации движения и резкое ухудшение самочувствия. С наступлением утра звук камня исчезал, и состояние транса прекращалось. Камень никогда не светился дольше одной ночи. 

Ли рассказывал, что его Учитель вылечил себе рак желудка проглотив черный камень и пропустив его через желудок и кишечник. Причиной  рака  было  то, что Учитель Ли вынужден был зарабатывать себе  на  жизнь  в  Корее,  готовя  всевозможные блюда китайской кухни и китайские лекарственные препараты. При приготовлении этих блюд и препаратов ему приходилось все время нюхать и пробовать их, что было очень вредно для здоровья. Когда Ли расстался с Учителем, тому было 98 лет, но он жил по поддельным документам пятидесятилетнего человека. Будучи китайцем, Учитель Ли после курса омоложения с новыми документами эмигрировал в Корею, где его никто не знал, а затем ушел и оттуда для продолжения изучения второго пути. Вместо себя наставником для других учеников он оставил Ли, завещав ему в качестве знака посвященного треугольную половину своего черного прямоугольного камня и очень маленький кусочек белого камня. Ли к тому времени получил знания полутора путей. Учитель Ли как посвященный второго пути имел еще и осколок красного камня. 

Если верить легендам, семь священных камней в далеком прошлом играли огромную роль в истории клана Шоу Дао и других тайных кланов. Большинство столкновений и войн между кланами велось ради того, чтобы обладать хоть крошечным кусочком священного камня. 

Белый камень, согласно легенде, стал известен значительно позже черного. Его нашел в пещере какой-то индус. Считается, что белый камень имеет земное происхождение. Белый камень якобы имел свойство снимать многие неприятные последствия воздействия черного камня, в первую очередь его отрицательное влияние на человека. 

Но вернемся к истории клана. Члены клана «Ветви дерева» непосредственно перед переходом из Индии в Китай начали называть себя Спокойными. В Китае после слияния с некоторыми даосскими школами они стали называться Бессмертными. Впоследствии из-за идеологических преследований, для того чтобы замаскировать свое учение, они, оставив почти прежнее звучание, изменили в своем названии написание иероглифа Шоу, означающего «спокойствие», на иероглиф Шоу, означающий «кисть», «рука», маскируясь под школу рукопашного боя. 

Спокойные появились в Китае задолго до буддизма и Бодхидхармы. После затяжной войны с кланом «Черного камня» они, несмотря на победу, были сильно обескровлены и предпочли перебраться в более безопасные места. 

В Китае клан «Спокойных» раскололся во второй раз, когда трое братьев из числа посвященных клана были осуждены за поступок, противоречащий законам Шоу: они за деньги убили противника одного китайского военачальника. 

Последователи Шоу Дао никогда не убивали нарушивших закон клана и даже предавших клан людей. Они просто изолировали таких людей от себя. И трое братьев были изгнаны из клана. К чести клана нужно сказать, что за всю его историю только трое посвященных нарушили его законы. Трое изгнанных братьев и несколько примкнувших к ним последователей организовали клан Кэндока. Название нового клана было образовано из частей имен троих братьев, его возглавлявших. Кэндоки стали, по существу, ниндзя, выполняя заказы на убийства и участвуя в политической борьбе. Другие люди называли их «люди-волки» или «люди-собаки», так как они на телах своих жертв оставляли своеобразные метки — укусы. Хочется отметить, что рукопашный бой стиля собаки не имеет к Кэндокам никакого отношения. 

Школа Шоу Дао хранит много притч и легенд. В первую очередь — это легенды и притчи об истории школы и притчи о Великом Мастере. Легенды и притчи позволяли ученикам накапливать опыт «на чужих ошибках», «за чужой счет», вдохновляли на дальнейшие достижения в самосовершенствовании, помогали приобретать специальные знания по той или иной теме, раскрывали секретные методы, бывшие на вооружении разных кланов, школ и военачальников. 

Для иллюстрации бесед, например, о знании учителя использовали притчи с сюжетами типа: «о том, как один воин Шоу разрушил замыслы врага, когда узнал и использовал знание о готовящейся ловушке; когда узнал и использовал знание об уязвимом месте в планах врага; когда использовал знание рукопашного боя в битве» и т.д. 

Существуют притчи о «мертвом» (то есть бесполезном) и «живом» (полезном) знании и о том, как эти категории при определенных обстоятельствах меняются местами. К ним относятся притчи о мудреце, который погиб в лесу, так как не знал, как добыть пропитание, и о мудреце, не сумевшем оказать сопротивление вражескому воину и погибшем. Из этих притч делается вывод, что только гармоничное развитие и знания из разных областей делают человека неуязвимым в различных ситуациях. 

Легенды, притчи и шутки были важным элементом для пробуждения в ученике способности к «осознанию», о которой будет рассказано позже. Фактически при помощи ряда таких осознаний учителя перестраивали психику своих учеников, формировали у них мироощущение «школы Спокойствия», уничтожали многие комплексы и установки, с детства заложенные в подсознании ученика. 

Физическая и психологическая подготовка школы Шоу Дао была очень сложна и многообразна. Помимо многочисленных знаний и умений, включающих в себя глубокие знания по медицине, психологии, управлению психической и внутренней энергией организма, последователи Шоу Дао создали оригинальный стиль рукопашного боя, позволяющий не только защитить в случае необходимости свою жизнь, но и дающий возможность практически неограниченного физического и психического совершенствования человека

В процессе тренировок обучающиеся проходят три малые ступени, составляющие одну большую ступень обучения; девять больших ступеней, составляющих первый путь; затем переходят ко второму пути и т.д. Ли говорил, что поскольку для прохождения только первого пути требуется около 100 лет, последователь Шоу Дао обучается специальным методам продления жизни, восстановления клеток (в том числе и нервных) и омоложения тканей. Эти методы включают в себя медитации, различные виды массажа, использование лекарственных трав, систему питания и т.д. 

Если попробовать отнести стиль рукопашного боя школы Шоу Дао к какой-либо категории воинских искусств, то, скорее всего, он займет промежуточное положение между внутренним (Нэй-чиа) и внешним (Вай-чиа) стилями Китая. Дело в том, что он в равной степени использует как жесткость, так и мягкость, как круг, так и прямую линию, тяготея, впрочем, к внутренним стилям. В основу Шоу Дао положены представления о сфере как пронизанной линиями и кругами концентрации внутренней энергии Чи, и о движении как о ряде поз, а также чуждая догматике и муштре, базирующаяся на индивидуальных способностях ученика система тренировки. Как философия Шоу Дао не отбрасывает мудрость любых религийи мировоззрений, оставаясь, однако, при своих взглядах, так и рукопашный бой этой школы вобрал практически все направления боевых искусств, отобрав из них наиболее оптимальные и динамичные приемы. Рукопашный бой этого направления представляет собой медитативное свободное творчество среди необозримого количества приемов в отличие от жестко регламентированных, основанных на ограниченном количестве отработанных в совершенстве приемов школ типа карате ортодоксальных направлений. Однако в Шоу Дао имеется ряд постулатов, с которых начинается обучение и которые являются краеугольными камнями системы. Это те общие принципы, на которых зиждятся законы движения человеческого тела и его энергии. 

Но рукопашный бой не был основным аспектом учения Шоу Дао. Он был необходим для поддержания хорошей физической формы, а также позволял в случае необходимости защитить свою жизнь. Помимо великолепного владения воинскими искусствами последователь школы Шоу Дао должен был в совершенстве освоить искусство врачевания, искусство "вкус жизни" (способность наслаждаться жизнью в любых, даже самых тяжелых обстоятельствах), искусство общения, искусство управления своей психикой и психикой окружающих его людей, а также все те знания, которые ему необходимы для жизни в обществе. Школой Шоу Дао был разработан сложный этический комплекс правил и ряд специальных навыков, которые были необходимы человеку для охраны от посягательства на его внутреннюю свободу, они могли помочь в сложнейших жизненных ситуациях. Последователи школы Шоу Дао никогда не проявляли излишней агрессивности, но и не стояли на позициях всепрощенчества и отрицания насилия. Мера и порядок во всем — было одним из принципов школы. Зло злу  — добро; зло добру — двойное зло; добро злу — двойное зло; добро добру — добро. Эти принципы имеют дальнейшее развитие и в канонах ученичества, где каждому ученику дается положенная ему толика знания и, пока он не поднялся на ступеньку выше самого себя, он не получает качественно нового знания, так как не умеет с ним обращаться. Целебные зерна знания не должны падать на неблагодарную почву, ибо приносимое  в ничто добро становится злом, так как уничтожается и освобождается место для зла. По представлениям школы Шоу Дао для каждом человека существует своя правда, именно та, которая ему приятна, которую он может понять и которая близка его мировоззрению. Они считали, что говорить другую правду человеку — это преступление против него, преступление против правды, которую ты высказываешь, и против людей, являющихся носителями другой правды. Последователь школы Шоу Дао никогда ни с кем не спорит. Он либо учит тех, кто достоин его учения, либо слушает и соглашается с теми, кто уверен в своем, ибо спорить с убежденным бессмысленно, так же как наливать в чашку с чаем новый чай, не выпив старый. В школе Шоу Дао положено соблюдать все обычаи и требования клана, но если ее последователь попадает в другое сообщество людей, то он должен выполнять любые обычаи нового сообщества. 

Школа Шоу Дао сумела выжить и сохранить свое учение именно благодаря тому, что внешние проявления никогда не ставились над внутренними, и тому, что великая сила спокойствия и твердого рассудка побеждала эмоции и желания первых порывов души. Законы школы гласят: проявляй уважение к тем, кто достоин, ибо в этом нет ничего постыдного; проявляй уважение к тем, кто жаждет его, ибо в этом нет ничего трудного; проявляй уважение к тем, кто недостоин его, если это тебе позволят обстоятельства, ибо в каждом есть что-то, достойное уважения. Между внутренним и внешним его проявлением огромная пропасть. Так, ты можешь и должен уважать врага, но последователь Шоу Дао, даже в случае если вызов на поединок сделал ребенок, готовится так, как если бы на него шел в атаку опытный воин. Тем самым проявляется уважение к недостойному уважения, ибо этим последователь Шоу Дао застрахован от неожиданностей. В мире нет ничего удивительного, так как в мире все удивительно, а поэтому удивляться чему-то одному — это значит терять картину мира в целом и, следовательно, становиться уязвимым. Только спокойное удивление окружающим нас миром приносит наслаждение им, заставляет каждодневно ощущать его вкус по-новому и приносит знание о нем. В мире нет четких ответов, в мире есть лишь желание чего-то. Ты не можешь сказать "да" — ты просто желаешь этого; ты не можешь сказать "нет" — так как отрицательный ответ лишь проявление твоих желаний. Если ты не веришь во что-то, это значит, что ты не желаешь в это верить, и это вовсе не значит, что этого нет. То же самое и в твоем желании верить. Истинное равновесие между движением и покоем — это спокойствие. Истинное равновесие между "да" и "нет" — это Шоу.

Материалы для скачивания:
Нажмите для быстрой регистрации:
Поделиться:
Материалы для скачивания:
Список обучения Успешно удалено Отменить
  • Ваш список обучения пуст
× How can I help you?