...Камень в Шоу-Дао использовался не только как метательное оружие, но и как тренировочный снаряд, и как оружие, удерживаемое в руке. "Каменные яйца" делились в Шоу-Дао на несколько категорий, некоторые из которых в принципе совпадали с классификацией аджимушкайцев (что лишний раз доказывает общий онтогенез всего воинского искусства на нашей планете вне зависимости от географического места его формирования). Например "кругляшу" в Шоу соответствовало "белое каменное яйцо", "плоскарю" - "черное каменное яйцо", "куску" - "красное каменное яйцо" и т.д. Но техника была намного сложнее.
При метании использовались четыре основных хвата камня: "небесный", "обезьянья лапа", "пасть собаки", "летящая ласточка". При "небесном хвате" камень удерживался в руке только лишь за счет собственной тяжести или сил, возникающих при ее участии. Эта группа способов подразделялась на части под названиями "парящая каменная птица" и "сидящая каменная птица".
При "сидящей каменной птице" камень удерживался за счет собственного веса, как бывает при метании тяжёлых камней ("яйцо семерых птиц") толчком. В таких случаях он просто лежит, например, на обращенной вверх ладони.
При "парящей каменной птице" камень удерживался за счет центробежной силы. Здесь рука совершает округлые движения со скоростью достаточной для рождения силы, удерживающей камень. Есть специальные формы (тао), посвященные этой технике. Они вырабатывают навыки правильного движения при выполнении приемов с такими траекториями. Этот уникальный способ позволяет за счет возникновения специфических ощущений в мышцах в несколько раз ускорить и облегчить освоение техники, присущей только Шоу-Дао.
При способах из группы "обезьянья лапа" камень охватывается всеми пальцами, способы же отличаются друг от друга глубиной погружения снаряда в кисть и силой хвата. Хваты типа "пасть собаки" предназначены для метания плоских камней и отличаются друг от друга количеством пальцев, участвующих в хвате. Наиболее часто употребляется бросок камня с опорой его края на указательный палец и удерживанием с боков средним и большим.
Разнообразны броски с помощью хватов "летящая ласточка". Правда, в начальной фазе метания эти способы лишь с натяжкой можно отнести к настоящим хватам, как, впрочем, и большинства способов из группы "небесных". Отличаются они от "небесных" в первую очередь продолжительностью контакта с "каменным яйцом", а в последствии этого и методом метания. Например, бросок "со спины летающей рыбы" означает метание камня, положенного на подъем стопы и пальцы ноги. А удар по подброшенному вверх камню этой же частью ноги относиться уже к "летящей ласточке" а не к "небесным хватам", как предыдущий. Естественно, для исполнения бросков "каменных яиц" ударами по ним требуется хорошо закаленные ударные части. В Шоу-Дао существует способы метания камней с помощью различных приспособлений - использование этих специфических видов оружия определяется своей, весьма изощренной техникой.
Мы же пока ознакомимся с метанием "каменных яиц" "обезьяньей лапой". Первая группа навыков - это метание на близкое расстояние - от одного, до трех метров, когда бросок служит продолжением удара и является для противника полной неожиданностью. Такие приемы объединены в группу "длинная рука" и особенно эффективны в ближнем бою в комбинациях с нанесением ударов, зажатым в руке "каменным яйцом". При выполнении бросков этими способами необходима кратковременная четко выраженная остановка бросающей конечности в сочетании с предельной концентрацией усилия, что зрительно роднит такие приемы Шоу-Дао (где остановки практически отсутствуют) с некоторыми приемами ушу и карате.
Вторая группу - метание в более привычном нам стиле, но по несколько непривычным траекториям. Впрочем, в эту группу входит и обычный способ, с детства знакомый нам по игре в снежки. Кроме него, осваивается метание в "волшебных" плоскостях "путей-кругов". Обучающийся осваивает метание снизу, сверху, сбоку, наотмашь и от груди вперед: между ног, снизу от ноги одноименной и разноименной бросающей руке, от бока одного и другого, через плечо одноименное и разноименное с прогибом назад: сверху, снизу в горизонтальной плоскости, пересекая линию туловища и не пересекая ее, в бок и т.д. Эта группа называется "догоняя птицу в полете", и ее броски используются на самые разные расстояния.
Отработка бросков начинается с левой руки для правшей и с правой - для левшей. На первых порах 2/3 всех бросков выполняются более слабой рукой. По мере роста мастерства, разрыв в количестве повторений уменьшают до соответствия 3/5.
Камни первоначально бросают с расстояния 3-5 метров до цели в полную силу не более 5-6 раз одним способом и по одной траектории. Однако общее количество бросков в день следует постепенно довести до 500. Лучше выполнять серии бросков чередующими способами, выполняя за один подход 100 бросков. Между подходами должно проходит не менее получаса. Занятия проводятся через день. Ноги во время упражнений должны быть полусогнуты таким образом, чтобы исполнитель стал ниже себя на голову. Тело - раскрепощено и напрягаться лишь по необходимости. Положение ног относительно цели все время меняется, чтобы не возникла вредная привычка попадать лишь при определенном их положении. Лучше всего, непрерывно двигаться, делать уклоны, повороты и приседания, приучая организм к нагрузке реального боя, и на этом фоне совершать броски.
С самого начала старайтесь бросать камни в полную силу. Во избежании травм локтей и растяжений мышц от непривычной нагрузки на первых порах рекомендуется использовать мелкие камни, разминать и массировать мышцы и суставы, а после легкого перерыва в упражнениях обязательно снижать нагрузку.
При переходе на более тяжелые камни, увеличении числа бросков и расстояния до цели рекомендуется бинтовать локтевой, а в некоторых случаях и плечевой сустав эластичным бинтом. Сняв его в конце тренировки, надо сделать по 50 бросков каждой рукой камнями меньшей величины с более близкого расстояния. При увеличении расстояния до 20 метров и более период адаптации при метании камней средней величины возрастает в 3-4 раза. После 18 первых тренировок в первую четверть каждого последующего занятия на всем протяжении оставшегося адаптационного периода суставы не бинтуют.
Каждая третья тренировка должна быть посвящена имитации боя с использованием нескольких мишеней вокруг, в том числе и движущихся на расстоянии от вас. По мере приобретения навыков желательно проводить "бой с тенью" с применением приемов рукопашного боя и метания камней. Одним из секретов метания различных снарядов в Шоу-Дао является упражнение-навык, носящее название "цепкая рука из воздуха". Составными частями этого навыка, объединенными в одно неразрывное целое являются:
-
"Осознание цели ". - Специфическое ощущение, при котором поддерживается постоянная концентрация внимания на том участке цели, который необходимо поразить. Для концентрации внимания не обязательно смотреть на цель, главное ее чувствовать, а, следовательно, - точно знать, где она находится.
-
"Освобождение руки ". - Рука сама должна выбрать силу и траекторию движения в рамках того способа метания, который определен сознанием. Этот процесс глубоко интуитивен и осуществляется автоматически - метающий как бы забывает о руке, сосредоточившись на цели. Навык "освобождение руки от мысли" формируется после 5 тысяч попаданий в цель определенным способом и с определенного расстояния, естественно, при соблюдении всех условий упражнения.
-
"Волшебный выдох ". - Медитативный процесс, в результате которого метаемый предмет приобретает воображаемый пульс. Пульс также распространяется и в направлении воображаемого вдоха в руку с момент совершения действия. Воображаемый, но четко ощущаемый выдох должен "подхватить" камень и принести его к цели. (О подобный процессах более подробно написано в статьях сборника "БИП" о медитации.)
Параллельно с метанием камней необходимо практиковать метание удлиненных, продолговатых и длинномерных предметов способами "длинной руки", не допуская оборота метаемого снаряда вокруг своей оси.