Александр Медведев
Для овладения любым оружием следует досконально изучить "зоны тела" каждого снаряда. Попробуем это сделать, используй в качестве объекта для изучения палку, длина которой составляет 13 кулаков. Разделив палку на 13 условных частей-отрезков, пронумеруйте их по порядку, начав с дальнего от вас конца.
Первый, второй и третий отрезки палки называются "зоны огня".
Первая зона - "красный огонь" или "красный тигр". Она насыщена энергией ян.
Вторая зона - "белый огонь" или "белый тигр" - характеризуется гармонией заключенных в ней энергий инь и ян.
Третья зона - "черный огонь" или "черный тигр". В ней начинает преобладать энергия инь.
Четвертый, пятый и шестой отрезки палки - "зоны воздуха".
Четвертая зона - "горячий ветер"- насыщена энергией ян.
Пятая зона - "волшебное облако" - характерна гармонией энергий инь и ян.
Шестая зона - "ветер, стоящий столбом". В ней преобладает энергия инь.
Седьмая зона - центр снаряда - относится к зонам земли и называется "волшебный камень". Здесь царит гармония инь и ян.
При увеличении длины снаряда до 15 кулаков со стороны его "огненного" конца возникает зона "горящего камня", а со стороны "водяного конца" - зона "земли".
Таким образом, зона "волшебного камня" становится восьмой по счету от "огненного" конца, а зона "земли" будет десятой.
Восьмой, девятый и десятый отрезки - "зоны дерева".
Восьмая зона - "лес неба" - насыщена энергией ян.
Девятая зона - "лес человека" - характерна гармонией энергий инь и ян.
Десятая зона - "лес земли". В ней начинает преобладать энергия инь.
Одиннадцатый, двенадцатый и тринадцатый отрезки - зоны "воды".
Одиннадцатая зона - "желтый дракон" или "желтая вода" - насыщен энергией ян.
Двенадцатая зона - "голубой дракон" или "голубая вода" - характерна гармонией энергий инь и ян.
"Уменьшение тела" палки всегда идет из счет зон, прилегающих к центральной. Таким образом, если вы будете упражняться с палкой длиной в 11 кулаков, то на ней будут отсутствовать шестая и восьмая зоны "тринадцатикулакового" снаряда. При уменьшении длины палки до девяти кулаков "пропадут" также пятая и девятая зоны и т. д. При сокращении снаряда до двух кулаков пропадает центр и остаются лишь две зоны - огня и воды.
Так как хваты, применяемые при работе с коротким "двухкулаковым" снарядом, очень специфичны, и лишь некоторые из них используются при работе с более длинными палками, опишем лишь универсальные хваты для длинномерных снарядов.
Расположив снаряд вертикально, концом "огня" вверх, изучим следующие хваты:
1. Большой палец кисти направлен вверх. Кисть не изогнута, локоть не отведен от тела. Основная нагрузка - на большой и указательный пальцы или на большой, указательный и средний пальцы. Хват обеспечивает приоритет подвижности кисти над силой захвата и называется "небесным" хватом или "нисходящий с небес поток".
При повороте кисти внутрь хват превращается в "нисходящий с небес поток инь" или в "небесный инь", при повороте наружу - в "небесный ян".
При горизонтальном положении снаряда большую роль начинает играть расположение тела снаряда относительно кисти, а иногда и самой руки при одной и той же разновидности хвата. Поэтому в "небесных" хватах начинают различать "поток от устья к истоку" и от "истока к устью". Первое положение обусловлено прохождением тела снаряда через основание или ребро ладони, что в свою очередь зависит как от наличия в момент исполнения других хватов, так и от целого ряда дополнительных причин. Второе положение обусловлено прохождением тела снаряда через "глаз" кисти, т. е. через пространство между большим и указательным пальцами с обратной ладони стороны кисти. Причем снаряд во многих случаях может и не касаться основания ладони или "глаза" кисти, но и в таких случаях учитывается его направление.
2. Снова вернемся к вертикальному положению снаряда. Выполним хват, похожий на "небесный", но при активном участии всех пальцев и при плотном соприкосновении тела палки с ладонью. Этот хват называется "сила земли".
При повороте левой кисти, выполнявшей "силу земли" на вертикально поставленном снаряде внутрь по часовой стрелке движением инь, рождается хват "инь сила земли". Когда папка, совершив пол-оборота вокруг своей оси, снова принимает вертикальное положение, "инь сила земли" превращается в "силу инь" или в "инь-хват".
То же самое происходит при вращении левой кисти со снарядом из того же исходного положения против часовой стрелки, только вместо "инь-хвата" рождается "ян-хват" или "ян сила", а перед ним - "ян сила земли".
"Ян-хват" требует повышенной подвижности суставов руки, обеспечивает несколько меньшую силу захвата оружия по сравнению с большинством других хватов и используется, естественно, как подсобный хват при выполнении сложной техники.
Все описанные хваты, а также целый ряд им подобных могут исполняться при различных положениях кисти относительно предплечья:
а) Положение "хвост скорпиона" - кисть отклонена в сторону обратной стороны предплечья и тыльной стороны ладони.
б) Положение "голова кобры" (положение имеет еще несколько названий "голова золотой змеи", "королева змей" - кисть отклонена в сторону внутренней части предплечья, т. е. в сторону ладони.
в) Положение "голова белой змеи" - кисть отклонена в сторону ребра ладони и соответствующей ему части предплечья.
г) Положение "голова черной змеи" - кисть отклонена в сторону большого пальца.
3. Хват, именуемый "лодочкой" играет огромную роль.при работе с торцами снаряда и вспомогательную при использовании его в центральных частях тела палки. При работе с мечом этот хват носит поэтическое название "одинокая лодка на лунной дорожке в устье реки". Нетрудно догадаться, что "одинокая лодка" говорит о форме хвата, при котором кисть руки сложена ковшиком, "лунная дорожка" - поэтическая аналогия с "лунным лучом", что означает лезвие меча, а "река с устьем" - это рука с кистью и пальцами. В такой форме, понятной только посвященному, передавались знания Шоу Дао в старину. Что же касается хвата, то он вполне заслужил такое поэтическое название, так как обеспечивает возможность целого ряда виртуозных финтов мечом, конечно, при условии, что тот удерживается еще и второй рукой.
При работе с "солнечным лучом", т. е. с палкой, хват имеет три названия. "Освещенная солнцем лодка" применяется на торцах оружия, для чего конец палки упирается в середину ладони, и "лодка под солнечным мостом", если хват подведен под тело оружия.
Если хват находится над телом палки, то его называют "небесной лодкой". Для того, чтобы подчеркнуть местоположение хвата, в его название вводятся соответствующие обороты: "освещенная солнцем горящая лодка" или "небесная лодка на воде", что указывает на работу с "огненным" или "водяным" концом оружия или "лодка в лесу земли под солнечным мостом", что указывает не только на способ хвата, но и на точное место "тела" снаряда. Таким же способом обозначают и местоположение других хватов.
Как вы уже поняли из описания хвата, "лодочка" относится к группе хватов, которые практически не "захватывают" оружие, хотя и осуществляют активный контакт с ним. К такого рода хватам относится целый ряд приемов удержания палки и финтов с ней, с некоторыми из которых вы сейчас ознакомитесь.
4. "Летящая ласточка" в ян и инь-исполнении - это хват, при котором кисть руки соприкасается с палкой тыльной стороной и скользит, слегка касаясь, вдоль нее с различной скоростью. "Летящая ласточка"- хват, при котором ладонь чаще направлена от исполнителя, вниз, вверх или наружу, и лишь при кисти, опущенной пальцами вниз, она может быть обращена к телу исполнителя. Таким образом, при горизонтальном положении снаряда хват ян будет использован со стороны, обращенной к полу, при вертикальном - со стороны, обращенной к исполняющей хват руке, а хват "летящая ласточка инь" "обрабатывает" противоположные указанным стороны снаряда.
Формы исполнения ян и инь имеет и хват, носящий поэтическое название "нежно трогаю ветку персика". При этом хвате кисть руки скользит вдоль тела снаряда, касаясь ее своей ладонной частью. Только этим он и отличается от "ласточек". Ян и инь положения хвата определяется так же, как и у "летящей ласточки", но по обратной стороне ладони.
Вскользь упомяну еще о нескольких хватах из этой группы:
-
"Выпущенная стрела" - скольжение тыльной стороной ладони по телу снаряда при условии, что выпрямленные пальцы направлены к его концу, движение направлено в их сторону.
-
"Летающий меч" отличается от предыдущего хвата только местом соприкосновения со снарядом. Это ребро ладони.
-
"Волшебное копье" осуществляет соприкосновение с палкой ладонной частью кисти. Движение совершается в сторону пальцев.
-
При хвате "брошенный топор" движение совершается в сторону основания ладони, а соприкосновение с оружием осуществляется ладонной частью кисти.
-
"Тяжелая секира" осуществляет контакт с телом снаряда ребром ладони, а направление ее движения совпадает с "брошенным топором".
-
При хватах "железное крыло" и "крыло птицы" соприкосновение со снарядом осуществляется частью кисти, расположенной со стороны большого и указательного пальцев. "Железное крыло" осуществляет движение в сторону пальцев, направленных к концу оружия, а "крыло каменной птицы" - в обратном направлении.
5. С помощью символики у-син обозначают множество хватов с активным использованием пальцев. Большой палец принадлежит воде, указательный - воздуху, средний - дереву, безымянный - земле и мизинец - огню. Существовали и другие схемы обозначения пальцев, в которых первоэлементы соответствовали другим пальцам и, более того, при описании менялись местами в зависимости от времени года, что было связано с деятельностью меридианов. Но мы остановимся на уже описанной схеме и с ее помощью познакомимся с несколькими хватами, которые использовались не только для скольжения вдоль снаряда, но и для перемены направления концов оружия.
"Всадник воды и воздуха" - снаряд между большим и указательным пальцами.
"Всадник дерева, огня и воды" - снаряд между средним пальцем, мизинцем и большим пальцем. По приведенным примерам вы без труда сможете составить названия, а по ним и воспроизвести остальные хваты этой группы. Эти хваты, как, впрочем, и ряд других, активно использовались для передачи союзнику информации во время боя, одновременно выполняя и другие функции.
"Всадник" мог двигаться от "истока" к "устью" и от "устья" к "истоку", что означало продвижение тела оружия либо в сторону кисти, либо в сторону предплечья.
"Всадник" мог также "прильнуть к коню" с различной степенью силы, т. е. сжать снаряд, мог "соединить" "воздух и огонь"; "воду и дерево" и т. д., что означало замкнуть кольцо из пальцев. Он мог "повернуться на солнечном коне" "от огня к водуе" или "от воды к огню", что означало изменение направления снаряда, когда концы его менялись местами относительно осуществляющей хват руки. Для этой цели снаряд можно было подбрасывать в воздух, осуществлять перехват с помощью второй руки", огибать зажатый между пальцами конец, переносить через тело снаряда один или два пальца, после чего присоединять к ним еще два или три, а также выполнять некоторые другие действия.
Обозначение пальцев с помощью символов пяти первоэлементов играло важную роль и в ряде случаев, когда требовалось, например, четко указать направление движения кисти. Например, "полет ласточки" может быть "огненным" или "водяным", что в данном случае означает не концы оружия, а направление движения в сторону большого пальца или в сторону мизинца (ребра ладони).
6. Часто, особенно при работе с короткими снарядами, в качестве хватов оружия используются и различные ударные формы, которых в Шоу Дао более сотни. С их помощью можно осуществлять такие манипуляции, как захваты, нажимы, удары по оружию, скольжение и другие действия. Причем для многих из них применяются не только кисти рук, но и голова, ступни, локти, сгибы суставов и т. д. Например, удар концом палки можно осуществить, положив ее тело на подъем ноги и резко подняв ногу.
Ввиду огромного количества подобного рода хватов описываться в данной статье они не будут, тем более, что чаще всего они играют вспомогательную роль и используются реже, чем уже описанные. Их название, как правило, идентично названию "материнской" ударной формы.
7. Особую группу составляют "двойные" хваты, построенные на основе самых различных комбинаций "одинарных" хватов, и на основе уже полученной информации достаточно легко составить представление и о них.