Твоим оружием может стать даже неуверенность врага.
Изречение Шоу
Все, что могло пригодиться в бою, все, что вносило свой вклад в победу над врагом, считалось в Шоу Дао оружием.
Взяв за основу теорию пяти первоэлементов у-син, воины Шоу Дао создали эффективный и разнообразный набор вооружений, что позволяло им успешно противостоять враждебным кланам и без потерь выходить из кровавых стычек с правительственными войсками.
Стихию камня, как оружие, прежде всего представлял сам камень, который, будучи метко и сильно послан в цель, позволял сразу обрести желанную победу над врагом. Камень, используемый для метания, называли «яйцо каменной птицы». Если же камень использовался как оружие, усиливающее удары руки, то он назывался «гора в кулаке».
К стихии воды, кроме ядовитых растворов, используемых разными способами, принадлежали и «текучие» объекты, типа веревки или цепочки. Причем, если веревка принадлежала только воде, то цепь считалась порождением воды и воздуха, так как воздух одновременно считался металлом (первоэлемент воздух был тождественен первоэлементу металл).
Сочетание камня, воды и воздуха порождало такие интересные виды оружия, как «очень гибкое копье» и «поцелуй дракона». Первое оружие представляло собой шнур с заостренным или тупым тяжелым наконечником, с помощью которого можно было наносить колющие удары, напоминающие удары копья, разнообразные удары по касательной и использовать другую интересную технику. Одна рука управляла оружием, другой рукой регулировалась длина и степень натяжения шнура.
«Поцелуй дракона» — это метательное оружие многократного использования. После броска в цель груз возвращался в руку за счет упругого и эластичного соединения, выполненного из резиноподобного материала либо из металла, скрученного в специфическую пружинящую спираль.
Стихия дерева была представлена палками разной длины и формы. Были и маленькие палочки, чуть больше длины кулака и палки средней длины, длинные шесты, заостренные палочки для ближнего боя и для различного рода ловушек, наподобие тех, что использовались в джунглях Вьетнама во время войны. Колышек в ямке, замаскированный листвой, относился к стихиям земля (первоэлемент земля считался тождественным первоэлементу камень) и дерево. Упругая ветвь с заостренным колышком на конце относится только к стихии дерева. Если бы в ловушке использовался тросик или веревочка, то такого рода оружие принадлежало бы уже не только дереву, но и воде.
К стихиям воды и дерева одновременно принадлежали и все виды цепочно-палочного оружия, состоящие из различного количества звеньев, число которых иногда доходило до тринадцати цепочно-палочных соединений, причем варьировалось не только число таких звеньев в оружии, но также их размер и конфигурация. Кстати, к цепочно-палочному оружию относятся и знаменитые «нунтяки», больше известные у нас в стране под названием «нунчаки». Воины Шоу Дао использовали похожее по принципу действия, но иное по размерам и конфигурации оружие, носящее название «вода, стремящаяся от камня инь к камню ян». Это оружие представляло из себя веревку или цепочку с двумя относительно короткими, но тяжелыми рукоятками, расширяющимися к концам для удобства захвата.
Много предметов перешли в арсенал оружия средневековых кланов из повседневного быта. Прародитель тех же нунтяк — цеп для обмолота риса — до сих пор используется по назначению во многих странах Индокитая. Одним цепом снопик риса охватывался и удерживался на наклонной доске колосками вниз, а вторым цепом по нему наносились удары, и освобожденное зерно скатывалось вниз.
Прародителем канадско-американской полицейской дубинки с боковой рукояткой, перпендикулярной основному телу оружия, было оружие, известное под названием «тунфа», практически полностью повторяющее приспособление для поворота тяжелых мельничных жерновов, в квадратные отверстия которых вставлялось это приспособление. За боковую рукоятку можно было повернуть жернов. Серпы, топоры, скамейки, вилы и прочая бытовая утварь заняла прочное место среди бесчисленного разнообразия оружия ушу. Следует отметить, что нечто подобное происходило во всех странах, и не раз косы, вилы, серпы и топоры становились оружием народных масс. От народа к народу кочевало и оружие разбойников типа славянских кистеня, чеснока, шелепуги. Использовали все виды этих орудий и приспособлений и воины «спокойных».
В Шоу союз камня, воды и дерева порождал оружие в виде плетей с различного рода утяжелениями на конце. Если утяжеления были еще и металлическими, то в союз вступал и знак воздуха, т. к. он же являлся знаком металла.
К знаку воздуха принадлежали и метательные приспособления типа «шурикенов» — тяжелых пластин различной конфигурации с остроотточенными краями. Последователи Шоу Дао дали шурикенам поэтическое название «горячая звезда, выпавшая из рукава». Это оружие принадлежало воздуху и камню. «Горячая звезда с хвостом» — метательные стрелки относились к воздуху и дереву. Совсем мелкие метательные стрелки, которые бросали пригоршней или выдували из трубки, принадлежали дереву, камню и воздуху одновременно и носили название «перья каменной птицы».
Если под действием какого-нибудь пружинного механизма из деревянной (например, бамбуковой) трубки вылетала стрела, то такое оружие принадлежало воздуху и дереву. Воздуху оно принадлежало по двум причинам: стрела была сделана из металла и пролетала по воздуху. Это оружие относилось к знаку дерева также по двум причинам: во-первых, форма стрелы была ближе к палке, чем к камню, и трубка, таящая в себе стрелу, также принадлежала знаку дерева.
Ядовитая пыль из растений, бросаемая в лицо противника, принадлежала дереву и воздуху. Ядовитые газы относились только к воздуху. Ядовитые газы, получаемые с помощью огня, принадлежали воздуху и огню.
Сосуд из глины с зажигательной смесью связан со знаками воды, огня и камня.
К знакам воды, воздуха и дерева принадлежал лук, но стихия воздуха занимала в этом оружии главенствующее положение.
Оружием знака воздуха считался крик воина, а также звуки, издаваемые с помощью специальных манков, частота звучания которых могла воздействовать на внутренние органы противника. Существовали и меры предохранения от воздействия таких манков, которые относились к знаку дерева.
Кстати, к оружию в Шоу Дао относили и целый ряд предметов и приспособлений, необходимых для подслушивания, преодоления препятствий, нахождения под землей и водой, проникновения в замки и т. д. Многие предметы были универсальными, ибо с их помощью выполнялись самые разнообразные операции. Различные «кошки» и кинжалы с цепочками и крюками, приспособления для лазания, скрепления бревен в плот и ближнего боя одновременно, представляющие собой когти на ремешках, одеваемые на кисть руки и предплечье, на предплечье и плечо, стопу и голень. Существовали мечи с крюками, обратной стороной которых можно было пилить, а крюки использовать при переправе через пропасти и реки, для лазания по деревьям и стенам, а также для боя против вооруженного противника.
Мечи и ножи относились к знакам дерева и воздуха, так как представляли собой сплав палки по форме и металла по содержанию. Они были разных размеров, форм и предназначения. Были ножи с двумя и тремя разнонаправленными лезвиями, были мечи, таящие в себе кинжалы, крюки, цепи и набалдашники. Оружие обильно оснащалось прорезями, зазубринами и отверстиями, которые служили разным целям.
Особую роль в системе вооружений играли доспехи. Доспехи делились на инь и ян. Инь - доспехи были скрыты от взора противника и одевались либо на голое тело, а потом прикрывались одеждой, либо вшивались в саму одежду. Простейшими видами доспехов были пластины, вшитые в одежду и защищающие не только внутренние органы, но и предплечье, плечи и голени. Они с успехом применялись против колюще-режущего оружия и могли использоваться для нанесения ударов. Широко использовались и потайные пластины в виде длинной и узкой буквы П, куда попадал клинок противника, после чего его либо ломали, либо вырывали из рук вращательным движением.
Щиты были маленькие и большие, из разных материалов и также использовались для разных целей. На легких щитах можно было переправлять через реки амуницию. Тяжелые щиты использовались в «генеральных» сражениях, кожаные щиты или обитые кожей металлические щиты брали с собой на тайные акции, чтобы не привлекать внимания шумом или блеском.
К сочетанию первоэлемента дерево с самим собой относили используемых в качестве оружия животных и человека. Ведь живое «дерево» в сочетании с самим собой давало еще более живую субстанцию, т. е. животных или человека. Правда, человек считался в Шоу трехкратным порождением дерева, а постигший тайны Шоу — четырехкратным.
Животные заносили в лагерь противника заразные болезни, их натаскивали для нападения на воинов врага или для передачи секретных сведений. Использовались животные и сами по себе — опасные, например, змеи, иногда служили для того, чтобы замести следы. Например, возле человека, убитого специальным двурогим наконечником, смазанным ядом, проколы от которого имитировали укус змеи, оставляли саму змею, для того, чтобы скрыть участие в этом деле человека.
Оружием человека считался он сам, его тело, его навыки и специальным образом подготовленные части тела, которые тем или иным способом использовались при атаке и защите, что собственно и являлось составными частями искусства боя без оружия.
Оружием в Шоу Дао считалось и умение маскироваться в любом месте, в любой среде и при самых разных обстоятельствах. Навыки и приемы этого искусства также принадлежали разным первоэлементам и их сочетаниям. К дереву и воде относились способы маскировки в воде с помощью растительности, к камню и воде - маскировка в прибрежном иле или на мелководье. Воздуху, камню и воде принадлежал способ маскировки в норах под берегом; огню, воздуху и воде — способ маскировки под водой с помощью глиняных емкостей с воздухом, когда на поверхности воды пылала горючая смесь. К знаку воздуха относились способы маскировки в темноте с помощью одежды, а на свету — с помощью различных порошков, туманностей и ослепляющих вспышек. Если порошки приготавливались из растений, то в союз с воздухом вступало дерево. Если использовалась взрывчатая смесь, то к воздуху добавлялся элемент огня.
«Дыханием дракона» называлось вооружение, которое приготавливали на основе пороха, порошков ядовитых растений, различных масел, обеспечивающих хорошую возгораемость и продолжительность горения, добавок, обеспечивающих яркость вспышки, а также наполнителей, придающих смеси другие необходимые качества. В качестве оболочки использовалась скорлупа яиц или глиняные кувшинчики.
Некоторые виды вооружения, как, например, «дыхание дракона» являлись как оружием боя, так и оружием маскировки. К какому классу их следовало причислить, зависело от каждого конкретного случая и от цели, с которой они применялись.
Маскировка среди растительности и внутри ее относилась к знаку дерева. Способ, когда воин пытался «прикинуться» кустом и прикрыв себя ветками, принадлежал элементам воздуха и дерева. К двойному знаку дерева относились способы маскировки под животное. Для этого использовались как части животного, его помет, так и навыки имитации криков, поведения и следов животного. Под знаками трех деревьев разрабатывались способы маскировки под человека. Шоу мастерски мог перевоплотиться в крестьянина или монаха, вельможу или воина, ремесленника или факира. Он мог притвориться мертвым и больным, женщиной и мужчиной, стариком и старухой.
Способы связи также относились к оружию. К знаку воздуха причислялся тщательно разработанный язык жестов, к знаку огня — условные сигналы кострами и светом, к знаку воды — спускаемые вниз по речке донесения. Существовал язык камней и деревьев. «Языком» воды считалась передача сообщений с помощью сочетания различных узлов на веревке. Нечто подобное, кстати, существовало у американских индейцев, использовавших раковины и веревки как своеобразную письменность.
Оружием сыпались и психологические способы воздействия на противника и даже использование черт его характера. Недаром наставники Шоу учили:
«Помни, достоинства и недостатки твоего врага — твой щит и твое копье».
Склонность к тщательной систематизации знаний присуща всем школам ушу, в том числе и школе Шоу Дао. Оружие в Шоу подразделялось на инь и ян, на жесткое и мягкое, на оружие жизни и смерти, на тяжелое и легкое, на внешнее и внутреннее, на живое и мертвое, на видимое и невидимое, на осязаемое и неосязаемое; на то, которое вокруг и то, которое в тебе; на то, которое улетает и то, которое остается на месте; на то, что покидает руку ненадолго и снова возвращается и на то, что крепко удерживается рукой; на то, которое проникает внутрь и то, которое бьет по поверхности; на то, которое воздействует приятно и то, что приносит мучения; на то, что действует сразу и то, что действует потом; на то, что используется с другим оружием и то, что используется самостоятельно; на то, что вмещает в себя другое оружие и то, что помещается в другое оружие и т. д. При желании список черт оружия, по которым проводилась классификация, можно продолжать еще очень долго, но я думаю, что читатель получил уже кое-какое представление о разнообразии оружия в тайном клане и о самом понятии оружия Шоу. И все это при том, что я еще ни словом не обмолвился о нескольких десятках интереснейших групп вооружений, таких, как например, механические «ловушки» Шоу, приспособления для полета и многое другое, но в последующих статьях, посвященных школе Шоу Дао, рассказ об оружии будет продолжен.