Ирина Медведева, Евгений Сухоруков
Рукопашный бой является не основной, хотя и неотьемлемой, частью Шоу Дао. Независимо от целей, которые преследует практикующий, боевые элементы должны быть включены в ежедневную практику ученика. Это помогает лучше разобраться в энергетической, оздоровительной и других разделах Школы.
Рукопашный бой Шоу Дао существенно отличается от большинства существующих школ. Отсутствие чётко установленной последовательности двжений, а также медитативно-интуитивный подход к исполнению техник, базирующихся на принципах, позволяет каждому ученику выбрать свой собственный путь, наиболее отвечающий его запросам и способностям. Именно поэтому для начинающего не существует физических ограничений (сноска: рекомендуется проконсультироваться с семейным доктором перед началом занятий). Занятие строится не на механическом заучивании движений, одиннаковых для всей группы, а на постановке индивидуальных заданий Учителем для каждого ученика, в зависимости от уровня его подготовки. По окончании занятия, Учитель даёт ученику домашнее задание, что помогает существенно ускорить прогресс в обучении.
Обучение начинается с изучения координационной системы плоскостей, которая является основой для построения техник Шоу Дао. Вначале ученик учится выполнять круговые облачные движения по отдельности в каждой из плоскостей, а потом изучает комбинации и переходы с одной плоскости на другую во всех возможных вариантах. В каждом из кругов ученик создаёт самостоятельно 100 технических действий кистью, локтём или всей рукой, а также ногой. Техники должны сочетать защиту, атаку, захваты, болевые и прочие базовые элементы. Учитель проверяет домашнюю работу, исправляет и уточняет техники и добавляет то, до чего не додумался ученик. Далее, при переходе с круга на круг, все технические элементы комбинируются.
Существуют различные стратегии боя в зависимости от поведения противника. Пять первоэлементов являются одной из основ. Непрерывность движения позволяет одному техническому действию плавно перетекать в другое, что мешает противнику предугадать момент начала и харктер приёма, который собирается провести испонитель. Обучение ученика выбору оптимальной стратегии боя проводится в очень медленном спарринге, в котором физические возможности Учителя и ученика уравниваются, и бой приобретает характер шахматной партии (более близко – партии в го), когда победу определяет лишь выбор правильной стратегии действий, а не скорость или физическая сила.
Интуитивность подхода позволяет практикующему использовать знакомые ежедневные движения для боя, вместо того, чтобы потратить годы на изучение неестественных стоек и движений, а потом уже быть способным их примеить на практике. Это помогает овладеть нобходимыми навыками в довольно короткое время. Процесс обучения можно сравнить с изучением алфавита vs. Китайских иероглифов. Можно заучить и довести до автоматизма сотни и тысячи комбинаций, предугадав множество всевозможных ситуаций, а можно выучить афавит из 26-ти знаков, и быть готовым к любой нестандартной ситуации. Овладев «алфавитом» движений, практикующий в ежедневной практике комбинирует их всевозможными способами, создавая на лету разнообразные комбинации и огромное множество ситуаций. В этом прослеживается медитативный подход к обучению. Каждое базовое движение может быть использовано как медитативная техника, эффективное средство самозащиты, разогревательное или тренировочное упражнение.
В процессе обучения добавляются специальные упражнения на выносливость, силу, ловкость, гибкость и равовесие. Однако, рукопашный бой Шоу Дао не только не требует исключительной силы, а наоборот, стремится к достижению результата наименьшими затратами сил и энергии. Воину Жизни сила нужна была для достижения пставленной цели. С точки зрения Шоу Дао, бой так же естественен, как дождь. Поэтому, если есть возможность его избежать, то это сохранит силы для выполнения задания. Но если бой необходим, то его нужно завершить с мнимальными потерями сил, энергии и времени. Именно поэтому система боя в Шоу Дао позволяет уставшему, раненному, обессиленному и безоружному человеку успешно одержать победу над несколькими сильными вооружёнными противниками в любых условиях.
Обучение включает несколько разделов. Сюда относятся: бой без оружия с безоружным и вооружённым противником, бой с несколькими противниками, бой с оружием, метательное оружие, бой против животных и укрощение животных, «железная рубашка» и техника «ядовитой руки». Неразравно с этим связана работа с внутренней энергией, развитие экстрасенсорных способностей чувствования противника на расстоянии, цигун, массаж и медитация. Очень близкими к разделу рукопашного боя являются разделы реанимация и медицинская помощь, выживание и автономное существование в различных условиях окружающей среды, методы разведки, а также стратегия и тактика ведения боевых действий.
Обучение Шоу Дао напоминает обучение музыке. Изучив ноты, ученик складывает их в гаммы, аккорды, учится играть простые мелодии, повторяя за учителем и постепенно усложняя задание. Достигнув определённого мастерства, он начинает создавать свою музыку, создавая уникальные и зачастую неповторимые комбинации при помощи всего лишь 12-ти звуков октавы...